Основные параметры акустических систем.

 

            Акустические системы (далее АС) можно классифицировать по разным параметрам. Например, по цвету, весу или размерам, но мы этого делать не будем. Предлагаемая ниже статья описывает некоторые основные параметры АС. Попытка классификации весьма условна и небесспорна, но она вполне поможет сориентироваться в выборе акустики.

 

1. Диапазон частот.

 

            АС могут быть низкочастотными (сабвуферы), частотный диапазон которых, в зависимости от класса, цены, веса, размера может быть от 18-45 Гц (Fн) до 100-600 Гц (Fв). Естественно, чем ниже Fн, тем лучше, достовернее будет звучать музыкальная программа (хотя и не для всякого помещения). Поэтому есть смысл для маленького помещения выбирать Fн повыше. При этом «диапазон частот» - параметр сам по себе ничего не значащий, если не указать неравномерность амплитудно-частотной характеристики (зависимость воспроизводимого звукового давления от частоты при постоянной подводимой мощности, далее АЧХ). Например (верно для всех типов АС), если указан диапазон частот 20-20000 Гц при неравномерности АЧХ +/-6 дБ, то это означает, что завал на краях диапазона должен быть не больше, чем 12 дБ.

 

Сабвуферы могут быть выполнены в разном оформлении:

- закрытый ящик (используется достаточно редко);

- фазоинвертор (позволит снизить Fн в ящике такого же размера);

- бэнд-пасс (bandpass) с НЧ-динамиком внутри корпуса (легко справляется с обрезанием диапазона частот как снизу, так и сверху);

- лабиринт;

- рупор или свёрнутый рупор (позволит поднять чувствительность sensitivity внизу диапазона).

И много ещё экзотики, но о ней в другой раз…

 

            АС могут быть сателлитами – с явным недостатком баса от 60-125 Гц (Fн) до 15000- 22000 Гц (Fв). Такая акустика не справится с воспроизводимой фонограммой  без сабвуфера. Отличается обычно меньшим весом и габаритами. Но в помещении пара небольших сателлитов даже с одним сабвуфером отработает очень неплохо весь диапазон частот.

 

            АС могут быть широкополосными с частотным диапазоном от 40-65 Гц (Fн) до 15000- 22000 Гц (Fв). Такая акустика справится с воспроизводимой фонограммой и без сабвуфера. Обычно отличаются «фундаментальными» габаритами и массой. Вполне логично сочетает в себе два первых типа.

Пока не будем рассматривать ВЧ-акустику, которая обычно применяется в кино вместе с сабвуфером и отдельным НЧ-блоком.

 

2. Импеданс (сопротивление).

 

Обычно выбирают из ряда 4, 8 или 16 Ом, все остальные, более экзотические, случаи пока не рассматриваем.

            Чем выше импеданс, тем меньше подводимая к АС мощность, при том же усилителе (кроме, например, ламповых, в которых легко организовать отдельные выходы для 4-8-16 Ом). Но при этом усилителю значительно «легче» работать. А при работе на длинную линию меньше мощности будет теряться в проводах, тем более что провод с вдвое большим сечением будет и значительно тяжёлее как по весу, так и по цене.

            Итого, если у Вас система будет работать на короткую линию (до десятка метров), есть смысл приобретать АС с импедансом 4 Ома. При работе на длинную линию (десятки метров), есть смысл приобретать АС с импедансом 8 и даже 16 Ом.

Активное сопротивление АС редко бывает меньше, чем на 20-25% от заявленного в паспорте импеданса.

 

3. Чувствительность.

 

            Чувствительность (характеристическая чувствительность или sensitivity) – звуковое давление, создаваемое в свободном поле на расстоянии 1 м при подведённой мощности (Power, обозначается P, о ней ниже) 1 Вт, если иное не оговорено отдельно, обозначается S и измеряется в децибелах – дБ (dB).

            Для профессиональной акустики обычно от 94 до 102 дБ, может указываться отдельно для ВЧ секции, обычно до 114 дБ (другое достаточно редко). Обозначает этот параметр то, что  если для АС с S=94 dB для получения какого-то звукового давления требуется мощность 100 Вт, то для АС с S=104 dB потребуется в десять раз меньшая подведённая к АС мощность.

 

4. Мощность

 

  Очень распространённое заблуждение – считать, что чем больше мощность, тем лучше и

громче. На самом деле, создаваемое давление (громкость, если проще) больше зависит от чувствительности (S). Рассмотрим классический пример с утюгом. Мощность его 1 кВт (условно), а при подключении его не в сеть 220В, а на выход усилителя услышим совсем негромкую музыку, потому что чувствительность его не выше 40 дБ. Мощность, скорее, показатель  надежности и максимального звукового давления.

Стандартами «ГОСТ 16122-87. Громкоговорители. Методы измерения  электроакустических параметров» и «ГОСТ 23262-88. Системы акустические бытовые. Общие технические условия» (к сожалению, на профессиональную акустику при социализме написать ГОСТ не успели, а нынче и ВНИИРПа уже давно нет, и писатели перевелись) и рекомендациями МЭК581-7 регламентируются несколько видов мощности и их испытания (далее кратко и максимально близко к ГОСТу):

 

- номинальная – мощность, при которой КНИ (коэффициент нелинейных искажений) не превышает требуемые (паспортные) значения;

 

- предельная шумовая (или максимальная долговременная) – мощность,  которую АС выдерживает длительное (1 час или 100 часов) время без тепловых и механических повреждений. В импортной акустике близкий по методике измерений параметр - Power Handling Capacity;

 

- предельная синусоидальная мощность (Rated Maximum Sinusoidal Power) –  мощность синусоидального сигнала той или иной частоты, при подаче которой на АС она может работать без повреждений в течение длительного времени;

 

-  предельная  долговременная мощность (Long-Term Maximum Input Power) - электрическая мощность шумового сигнала, при которой АС может работать без повреждений в течение 1 мин, при десятикратных испытаниях с интервалами 2 мин;

- предельная кратковременная мощность (Short-Term Maximum Input Power) - электрическая мощность шумового сигнала, при которой АС может работать без повреждений в течение 1 с, при шестидесятикратных испытаниях с интервалом 1 мин.

 

Это в ГОСТах. Теперь перейдём к тому, что пишут в рекламе и даже паспортах изделий. А пишут там много чего отличного от стандартов…

- очень часто используют термины "паспортная" мощность по американским стандартам AES (примерно в полтора раза больше, чем предельная шумовая или максимальная долговременная);

- также часто попадается значение "музыкальной" мощности (P.M.P.O. - Peak Music Power Output), определяемое по стандарту DIN 45500 (сигнал на АС подаётся в течение секунды – если не сгорела АС сразу пишем 1000 Вт, можно и 1 миллисекунду, тогда напишут 10 000 Вт).

Вот и получается - АС размером под 2 метра и весом 50-100 кг, а написано как-то несерьёзно: «1000 Вт». А вот на переносной «балалайке» указано PMPO: «2000Вт»!  Все в магазин за балалайками!!!

 

                                                                                                 © К.А.Арзуманов, «Порт Аудио» 2013 г.